К основному контенту

Экономика Израиля была в таком же состоянии, как сейчас в Украине

Мало кто знает, что 30 лет назад экономика и госфинансы Израиля были в таком же состоянии, как сейчас в Украине. Каков рецепт израильского чуда?
Война в Донбассе - плохое оправдание для отсутствия реформ. Более того, реформы являются необходимым условием победы Украины в этой войне. 
И уж точно в проведении реформ в таких условиях нет ничего необычного или невозможного. Опыт Израиля все это подтверждает. Стоит только очень захотеть.
Сейчас Израиль - одна из самых развитых стран мира. Несмотря на перманентный военный конфликт, в котором участвует страна, израильтяне наслаждаются высоким качеством жизни и комфортными условиями для ведения бизнеса.
Однако мало кто помнит, что в конце 1970-х - начале 1980-х годов Израиль был очень похож на сегодняшнюю Украину: война, страшная инфляция, двузначный дефицит бюджета, госдолг, превышающий 200% ВВП, мизерные золотовалютные резервы, угроза дефолта, "карманный" Нацбанк, коррупция, раздутый государственный аппарат, ненадежная поддержка со стороны США... Согласитесь, много общего.
До 1977 года в политике Израиля доминировали левоцентристы, но их неспособность установить мир и стабилизировать экономику стоила им победы на выборах. Правоцентристам, несмотря на огромные ожидания, за два срока у власти не удалось развернуть ситуацию.
В результате на выборах 1984-го голоса разделились почти поровну. Тогда было решено, что первые два года премьером будет левоцентрист Шимон Перес, а следующие два - правоцентрист Ицхак Шамир. 
Заняв пост, Шимон Перес, как и положено представителю левоцентристской партии, отказался существенно сокращать государственные расходы, надеясь решить проблемы дефицита бюджета и инфляции с помощью мягких методов и поддержки США. 
При отсутствии политической воли у премьер-министра надеяться, что министры смогут вытащить страну из кризиса, все равно что мечтать о несбыточном. На практике каждый из них пытался всеми силами защитить бюджет своего министерства.
Между тем ситуация в стране становилась катастрофической. И через девять месяцев у власти Шимон Перес начал решительные действия. 
Вместе с министром финансов Ицхаком Модаи они собрали немногочисленную команду экономистов, в которую вошли как чиновники, так и независимые эксперты, и начали разрабатывать стабилизационный план.
План был готов через три недели (в него также вошли многие предварительно наработанные, но ранее оставленные без внимания идеи). 
Особый вклад в создание плана внесли министр финансов Ицхак Модаи и Майкл Бруно. 
Перес почти сутки спорил с членами правительства, и в конечном итоге ему удалось протолкнуть его через Кабинет министров, хотя министры сопротивлялись руками и ногами.
Ицхак Модаи, которому тогда было 59 лет, был известен как человек блестящего ума, но авторитарного характера. 
До того как стать министром финансов в 1984 году, он уже возглавлял четыре разных министерства. 
Модаи - выпускник Лондонской школы экономики, где он изучал право и экономику.
Майкл Бруно - 53-летний ученый-экономист Еврейского университета в Иерусалиме (известный вуз Израиля). 
Он защитил докторскую диссертацию об экономике Израиля в Стэнфордском университете под руководством нобелевского лауреата Кеннета Эрроу.
Израильский стабилизационный план 1985-го включал ряд жестких фискальных и монетарных мер, скоординированных между собой.
С фискальной стороны главной целью плана было сокращение дефицита бюджета, что должно было остановить рост госдолга и расходов на его обслуживание. 
Израилю это удалось: бюджет на 1985 год был почти сбалансированным.
И это притом что в предыдущие годы дефицит выражался двузначным числом. Были одновременно повышены налоги и сокращены расходы. Главным источником экономии средств стали субсидии предприятиям.
Также провели массовое сокращение государственных служащих, чиновников органов местного самоуправления и различных бюджетников. 
Учитывая выходные выплаты, сокращения не сильно влияли на размер дефицита в текущем году.
Однако эти шаги продемонстрировали израильтянам и всему миру готовность правительства к реформам и переменам.
Авторы Израильского стабилизационного плана очень опасались, что успехи окажутся недолговременными. 
Дело в том, что и государственные органы, которым урезали бюджеты, и предприятия, у которых забрали субсидии, очень активно лоббировали свои интересы. 
К счастью, израильское правительство выстояло против их атак.
Строгое соблюдение плана позволило за считаные месяцы стабилизировать ситуацию в стране и создать условия для дальнейшего проведения рыночных трансформаций, которые и превратили Израиль в то, чем он есть сейчас.
Юлия ШИБАЛКИНА

Популярные сообщения из этого блога

Ответ ватникам на "Ну, и чего вы добились своим майданом"

- ... и когда русские спрашивают у меня: "Ну, и чего вы добились своей революцией - та же коррупция, те же олигархи...  Что изменилось?". Я даже не знаю, как ответить. Это фраза прозвучала из уст моей ФБ-подруги Оксаны, с которой мы случайно пересеклись в парке Шевченко. Пришлось оказать неотложную дискурс-помощь. - Отвечай предельно кратко и просто.  - Как? - "А вас еб*т?", например. - И всё?  - И всё. Поверь, это оптимальный ответ. Оксана недоверчиво улыбнулась. - Не веришь? Ок. Пример из жизни. У меня за стеной громко тра*ются соседи. Не просто громко, а очень. Иногда кажется, что там заживо расчленяют кого-то. Разумеется, с одной стороны, все эти истошные коитусы привносят в мой быт лёгкий дискомфорт, но с другой - это их квартира и, соответственно, их правила. А теперь представь себе ситуацию: они закончили - нат*лись, наорались. Сидят себе - пьют чай, курят, о жизни болтают.
В этот момент внезапно появляюсь я и задаю им вопрос: "Ну, и чего вы добились с…

Аналіз законопроекту про особливий статус Донбасу. Читати Всім!!!!

Я спробував написати більш-менш безсторонній аналіз закону про особливий статус Донбасу. Вибачте, що довелось вирізати всі епітети "шозахуйня" чи "шотитворишсволоч". - згідно ст. 2 цього закону Законодавство України діятиме на території Донбасу не в повній мірі.  Що саме по собі означає, що ці територія "випадає" з української юрисдикції. Додатково цю тезу потверджують ст. 6, 8 та 9. - згідно ст. 5 цього закону склад прокуратури та судових органів призначаються фактично місцевою владою Донбасу. - згідно ст. 6 цього закону місцеві органи самоврядування визнаються юридично рівними Кабінету Міністрів та окремим міністерствам.  Тобто, місцева влада Донбасу перестає бути підпорядкованою центральній владі, і взаємодія між ними йде за допомогою окремо укладених угод. Додатково цю тезу потверджує ст. 8 та ст. 9. - згідно ст. 8 цього закону місцеві органи влади Донбасу отримують право на укладання власних міждержавних угод.  Саме це і ховається під евфемізмом "тр…

Владимир Познер: Дебилизмом попахивает

Вот не хотел писать ничего про Крым, точнее, хотел, но запрещал себе, потому что столько уже написано, и верных слов сказано, и вранья государства на поверхность вытащено, что и добавить вроде нечего. Но оказалось, что столько моих знакомых, которых я считал адекватными людьми, быстро запросились в бан на всех соцсетях, и показали такое свое лицо, которое не у каждого пенсионера на митинге коммунистов увидишь. Поэтому пишу этот пост и буду на него впредь ссылаться, чтобы не писать снова много букв. Я не буду опираться на чьи-то комментарии и слухи. У нас есть два факта — Украина скинула Януковича и Россия отжала у Украины Крым. Первое. Украина. Это другая страна, с другими законами, гражданами и федеральным устройством. То, что мы отжали у этой страны, пока в ней шли сложные процессы, полуостров, не делает этот процесс легитимным. Представьте, что во время митингов на Болотной Япония бы ввела войска на Курилы, и через две недели там жители проголосовали бы за присоединение. Ситуации од…